Версия для слабовидящих
Руководство по соблюдению юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами обязательных требований при  эксплуатации аттракционов на территории Ярославской области

24 января 2020

Руководство по соблюдению юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами обязательных требований при  эксплуатации аттракционов на территории Ярославской области

Общие положения

Настоящее руководство разработано во исполнение пункта 2 части 2 статьи 82 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и постановления Правительства РФ от 26.12.2018 № 1680 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами», в целях информирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о нормативных правовых актах, их отдельных частях, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного надзора за техническим состоянием и эксплуатацией аттракционов на территории Ярославской области.

Инспекция административно-технического надзора Ярославской области (далее - инспекция) является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим региональный государственный надзор в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов, производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ярославской области об административных правонарушениях.

Под региональным государственным надзором за техническим состоянием и эксплуатацией аттракционов на территории Ярославской области (далее - государственный надзор) понимаются действия должностных лиц органа государственного надзора, направленные на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и их уполномоченными представителями (далее - субъекты надзора) требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативнымиправовыми актами Российской Федерации в области технического состояния и эксплуатации аттракционов в части обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок субъектов надзора, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также связанные с систематическим наблюдением за исполнением обязательных требований, анализом и прогнозированием состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности субъектами надзора.

Объектами государственного надзора являются временно устанавливаемые (перевозимые) аттракционы и стационарные аттракционы (собранные на фундаментах или без фундаментов) (далее – аттракционы), при пользовании которыми на пассажиров оказывается биомеханическое воздействие степени потенциального биомеханического риска RB-1, RB-2, RB-3, установленные Техническим регламентом Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов» ТР ЕАЭС 038/2016, утвержденным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 114, вступивший в законную силу с апреля 2018 года        (далее-Технический регламент).

Согласно п. 9, п. 10, п. 11 Технического регламента идентификация аттракционов по видам и степени потенциального биомеханического риска проводится:

а) изготовителем, уполномоченным изготовителем лицом, продавцом (поставщиком), осуществляющими выпуск аттракционов в обращение на территориях государств-членов Евразийского экономического союза;

б) аккредитованным органом по сертификации, включенным в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза;

в) уполномоченным органом - при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента.

Аттракционы подразделяются на следующие виды:

 

   

1. Механизированные поступательного движения (в том числе с использованием воды)

катальные горы;
башни свободного падения;
катальные горы водные на лодках или плотах;
катапульты;
поезда парковые на рельсах;
монорельсовые и канатные парковые дороги

2. Механизированные вращательного движения

колеса обозрения;
качели;
карусели

3. Механизированные сложного движения

с поступательно-вращательным движением;
механизированные кресла кинотеатров;
симуляторы;
аттракционы на основе промышленных роботов

4. Автодромы и картинги

сталкивающиеся автомобили;
парковые автомобили или автопоезда;
прогулочные картинги (в том числе на эстакадах);
скоростные дороги с мини-автомобилями

 

5. Надувные

 

батуты надувные;
горки;
лабиринты

6. Водные немеханизированные

водные спуски прямые и с виражами;
трамплины;
плавающие платформычастичнопогруженные в водус выливанием воды на посетителей

7. Немеханизированные

горки;
качели
карусели
«тарзанки»
батуты

 

8. Для детей

 

 

 

 

9. Игровые тиры

 

10. Аттракционы стрелковые с пневматическими винтовками с дульной энергией не более 7,5 Дж калибра до 4,5 мм включительно

 

горки, спуски
качели
карусели
электромобили или педальные автомобили

 

 

Субъектами, в отношении которых осуществляется государственный надзор, являются собственники и/или эксплуатанты объектов государственного надзора:

- юридические лица, их руководители и иные должностные лица;

- индивидуальные предприниматели и их уполномоченные представители;

- физические лица.

Производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях осуществляется инспекцией в отношении ВСЕХ аттракционов, эксплуатируемых на территории Ярославской области,  впервые введенных в обращение как до, так и после вступления в законную силу Технического регламента.

Надзор в области технического состояния и эксплуатации аттракционов, а также производство по делам об административных правонарушениях на территории Ярославской области осуществляется инспекцией в соответствии с требованиями, установленными:

  1. Конституцией Российской Федерации.
  2. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушенияхот 30.12.2001 № 195-ФЗ.
  3. Федеральным законом от 26.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
  4. Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
  5. Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ«О техническом регулировании».
  6. Техническим регламентом Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов» (ТР ЕАЭС 038/2016).
  7. ГОСТ 33807-2016 «Безопасность аттракционов. Общие требования».
  8. ГОСТ Р 55515-2013 «Оборудование надувное игровое. Требования безопасности при эксплуатации».
  9. ГОСТ Р 52603-2011 «Аттракционы водные. Безопасность конструкции. Общие требования».
  10. ГОСТ Р 56985-2016 «Безопасность аттракционов. Картинговые горки. Общие требования безопасности».
  11. ГОСТ Р 56987-2016 «Безопасность устройств для развлечений. Горки зимние. Требования безопасности при эксплуатации».
  12. ГОСТ Р 53835-2009 «Безопасность аттракционов. Игровые тиры. Общие требования».
  13. ГОСТ Р 53130.2-2014 «Безопасность аттракционов. Часть 2. Дополнительные требования безопасности к автодромам».
  14. ГОСТ Р 54991-2012 «Безопасность аттракционов. Общие требования безопасности передвижных аттракционов».
  15. ГОСТ Р 56984-2016 «Безопасность аттракционов. Аэролифты. Оболочка. Требования безопасности. Методы испытаний».
  16. ГОСТ Р 53385-2009 «Безопасность аттракционов. Аттракционы стрелковые. Общие требования».

 

  1. Обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, осуществляющих эксплуатацию аттракционов

 

  • Лица, осуществляющие эксплуатацию аттракционов, впервые выпущенных в обращение на территории Евразийского экономического союза после апреля 2018 года, обязаны соблюдать требования к обеспечению безопасного монтажа (сборки, установки) и наладки, требования к эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту аттракциона, требования к хранению, перевозке и утилизации, требования к подбору и обучению персонала аттракциона, установленные Техническим регламентом, а также ГОСТами в части, соответствующей целям:

- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;

- обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

1.2. Лица, осуществляющие эксплуатацию аттракционов, впервые выпущенных в обращение до апреля 2018 года, обязаны соблюдать требования к обеспечению безопасного монтажа (сборки, установки) и наладки, требования к эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту аттракциона, требования к хранению, перевозке и утилизации, требования к подбору и обучению персонала аттракциона, установленные ГОСТами.

1.3. Требования к обеспечению безопасного монтажа (сборки, установки) и наладки аттракциона:

а) разместить аттракцион на участке, подходящем для этой цели, согласно указаниям, содержащимся в эксплуатационных документах. При этом необходимо учитывать, что:

- грунт должен безопасно выдержать нагрузку от аттракциона;

- площадка для размещения аттракциона должна быть достаточно плоской, ровной и устойчивой, подходить  для безопасного монтажа (сборки, установки) и эксплуатации аттракциона в соответствии с формуляром и инструкцией по монтажу (сборке, установке) аттракциона;

- в случае возникновения риска воздействия на аттракцион грунтовых вод площадка под аттракцион должна быть оборудована дренажом.

б) установить расположение подземных коммуникаций или воздушных линий, которые могут представлять опасность при монтаже (сборке, установке) или эксплуатации аттракциона;

в) при установке аттракциона учитывать вероятность опасного отрыва аттракциона от грунта под воздействием ветра;

г) разместить аттракцион таким образом, чтобы посетители имели безопасный доступ к каждому аттракциону и безопасный выход из него в установленных местах, не было узких проходов, которые могут стать причиной опасного затора в чрезвычайной ситуации;

д) предусмотреть достаточное расстояние между аттракционами и вспомогательными устройствами аттракционов для обеспечения доступа транспортным средствам аварийных служб, а также доступа к стационарным пожарным гидрантам (в том числе во время эвакуации посетителей);

е) соблюдать необходимое расстояние между соседними аттракционами, сооружениями или другими занятыми зонами для минимизирования риска распространения огня при пожаре;

ж) применять контуры безопасности для каждого аттракциона при  пересечении аттракционов или прохождении аттракционов сквозь друг друга, обеспечить соблюдение контуров безопасности как для пассажиров, так и для других посетителей.

Примечание: для работающих от жетонов аттракционов для детей расстояние между ними может варьироваться при условии соблюдения контуров безопасности.

з) осуществить монтаж (сборку, установку) аттракциона в соответствии с инструкцией по монтажу (сборке, установке), пуску, регулировке и обкатке или другими эксплуатационными документами, содержащими указания по монтажу (сборке, установке), наладке и регулировке;

и) после монтажа (сборки, установки) аттракциона регулярно проверять грунт во избежание ухудшения несущей способности, особенно при неблагоприятных погодных условиях;

к) при установке аттракционов без фундамента необходимо учитывать динамические нагрузки, которые при работе аттракциона не должны приводить к перемещениям или к опрокидыванию аттракциона;

л) после окончания работ по монтажу (сборке, установке) аттракциона должны быть проведены его наладка и регулировка в соответствии с рекомендациями изготовителя.

1.3.1. Ввести аттракцион в эксплуатацию. Ввод аттракциона в эксплуатацию осуществляется на основании акта Комиссии о допуске аттракциона к эксплуатации и приказа эксплуатанта о допуске аттракциона к эксплуатации.

1.4. Требования безопасности при эксплуатации аттракционов:

1.4.1. При эксплуатации аттракционов необходимо соблюдать требования эксплуатационных документов (раздел 2 настоящего Руководства).

1.4.2. Вести журналы, обеспечивающие учет выполнения требований по эксплуатации, а также техническому обслуживанию и ремонту аттракционов.

1.4.3. Разместить перед входом на аттракцион правила пользования аттракционом для посетителей, а также правила обслуживания пассажиров-инвалидов, если биомеханические воздействия аттракциона для них допустимы.

1.4.4. Разместить перед входом на аттракцион информацию об ограничениях пользования аттракционом по состоянию здоровья, возрасту, росту и весу (если это предусмотрено эксплуатационными документами).

Примечание: информация составляется на русском языке и при наличии соответствующих требований в законодательстве государств-членов на государственном (государственных) языке (языках) государства-члена, на территории которого эксплуатируется аттракцион.

1.4.5. Разместить перед входом на каждый эксплуатируемый аттракцион информационную табличку, содержащую сведения о дате последней ежегодной проверки с указанием организации, которая провела проверку, и о дате ближайшей ежегодной проверки. Табличка должна быть читаемой, защищенной от погодных воздействий и умышленных повреждений.

1.4.6. Разместить рядом с пультом аттракциона таблички, содержащие сведения об основных технических характеристиках аттракциона.

1.4.7. Разместить необходимые эвакуационные знаки, план и мероприятия по эвакуации пассажиров с большой высоты или из кресел со значительным наклоном по отношению к земле.

1.4.8. Иметь в наличии средства эвакуации пассажиров из пассажирских модулей (если это предусмотрено эксплуатационными документами).

1.4.9. Назначить ответственных работников за организацию и безопасное проведение работ на высоте:

- при проведении ремонта и технического обслуживания аттракциона;

- при возникновении аварийных ситуаций;

- при проведении спасательных работ по эвакуации и спасению пассажиров с большой высоты или из кресел со значительным наклоном по отношению к земле.

1.4.10. Иметь медицинские аптечки и первичные средства пожаротушения.

1.4.11. Иметь средства для измерения роста и веса пассажиров (если это предусмотрено эксплуатационными документами).

1.4.12. Установить на площадке аттракционов приборы для измерения силы ветра и температуры окружающего воздуха (если это предусмотрено эксплуатационными документами).

1.4.13. Установить предусмотренные эксплуатационнымидокументамиограждения и иные средства, исключающие свободный доступ посетителей в опасные зоны (зоны движения пассажирских модулей, механизмов, шкафы с электрооборудованием, элементам фиксации оборудования, платформы и лестницы для обслуживающего персонала) во время работы аттракциона и вне его работы.

1.4.14. Оборудовать зону приземления смягчающим, упругим или амортизирующим покрытием для исключения травмирования пассажиров  при падении с аттракциона (если это предусмотрено действующим законодательством и/или эксплуатационными документами).

1.4.15. Обеспечить отсутствие препятствий в зоне приземления.

1.4.16. Проводить ежедневные проверки аттракциона с записями в журнале по эксплуатации аттракциона.

1.4.17. Исключить недопустимое использование аттракциона.

1.5. Требования к организации рабочих мест персонала:

1.5.1. Организовать безопасные рабочие места персонала.

1.5.2. Разместить на рабочем месте обслуживающего персонала основные правила по обслуживанию аттракциона.

1.5.3. Разместить схемы загрузки аттракциона пассажирами (если это предусмотрено эксплуатационными документами).

1.5.4. Разместить на рабочем месте обслуживающего персонала таблички с требованиями к персоналу по порядку ежедневных проверок в отношении критичных компонентов и критичных параметров.

1.6. Требования к техническому обслуживанию и ремонту аттракциона:

1.6.1. В соответствии с п. 80 Технического регламента проводить ежедневную и ежегодную проверки аттракционов, а также другие виды проверок, предусмотренные эксплуатационными документами, с занесением результатов в журнал учета и эксплуатации аттракциона.

1.6.2. Приостановить эксплуатацию при истечении срока службы основной несущей конструкции и незаменяемых частей аттракциона.

1.6.3. Не осуществлять эксплуатацию аттракциона по истечении назначенного срока службы аттракциона без проведения оценки остаточного ресурса.

Оценка остаточного ресурса аттракциона, отработавшего назначенный срок службы, проводится в форме обследования организацией, аккредитованной (уполномоченной) в порядке, установленном законодательством. На основании результатов обследования оформляется заключение, содержащее условия и возможный срок продления эксплуатации аттракциона.

1.7. Требования к проведению оценки соответствия:

1.7.1. В соответствии с п. 96  Технического регламента аттракционы, выпускаемые в обращение после апреля 2018 года, подлежат оценке соответствия требованиям настоящего Технического регламента. Подтверждение соответствия аттракционов требованиям настоящего Технического регламента осуществляется:

а) в форме обязательной сертификации применительно к аттракционам со степенью потенциального биомеханического риска RB-1 - органом по сертификации;

б) в форме декларирования соответствия применительно к аттракционам со степенями потенциальных биомеханических рисков RB-2, RB-3 на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием органа по сертификации, аккредитованной испытательной лаборатории (центра), включенной в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза (далее - испытательная лаборатория (центр).

1.7.2. В соответствии с п. 100 Технического регламента сведения о декларации соответствии или о сертификате соответствия, включая срок их действия, указываются в формуляре аттракциона или паспорте аттракциона.

1.8. Требования к оценке технического состояния аттракциона:

1.8.1. В соответствии с п. 130 Технического регламента проводить оценку технического состояния не реже 1 раза в 12 месяцев организацией, аккредитованной (уполномоченной) в порядке, установленном законодательством.

1.8.2. При повторном вводе аттракциона в эксплуатацию, в том числе после модификации (капитального ремонта), приостановления эксплуатации по причине аварии, приостановления эксплуатации по причине истечения назначенного срока службы аттракциона, должна быть проведена его контрольная проверка в соответствии с требованиями настоящего технического регламента.

1.9. Требования к внутренним нормативным документам:

1.9.1. Иметь документы об организации работы и внутреннего контроля:

а) положения об организации работы, регламентирующие деятельность;

б) штатное расписание;

в) должностные инструкции персонала: администратора, оператора (операторов), механика, электрика, отвечающих за безопасную эксплуатацию и ремонт аттракциона и иных сотрудников;

г) приказы о приеме на работу и назначении на должность;

д) документы о квалификации персонала, дающие право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования или профессионального обучения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, в том числе документы, подтверждающие наличие соответствующей группы по электробезопасности, дающие право персоналу, занятому техническим обслуживанием электроустановок, проводящему в них оперативные переключения, организующему и выполняющему монтажные, наладочные, ремонтные работы, испытания и измерения, на выполнение указанных работ, а также документы о профессиональном образовании (обучении) и (или) о квалификации для персонала, выполняющего работы на высоте.

Согласно Правилам по охране труда при работе на высоте, утвержденным приказом  Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.03.2014 № 155н, к работам на высоте относятся работы, при которых:

-  существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 м и более, в том числе:

при осуществлении работником подъема на высоту более 5 м, или спуска с высоты более 5 м по лестнице, угол наклона которой к горизонтальной поверхности составляет более 75°;

при проведении работ на площадках на расстоянии ближе 2 м от неогражденных перепадов по высоте более 1,8 м, а также, если высота защитного ограждения этих площадок менее 1,1 м;

- существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты менее 1,8 м, если работа проводится над машинами или механизмами, поверхностью жидкости или сыпучих мелкодисперсных материалов, выступающими предметами.

Персонал, участвующий в эксплуатации аттракционов, должен быть соответственно должностям проинформирован и обучен безопасным способам эксплуатации, включая:

- безопасную эксплуатацию и обслуживание аттракционов;

- безопасное размещение аттракционов и посетителей;

- способы разрешения возникающих проблем, в том числе действия при нештатных ситуациях (возникновение поломок и неисправностей оборудования, несчастные случаи, пожар, неблагоприятные погодные условия, возникновение угроз взрывов и других чрезвычайных ситуаций);

- персонал (в зависимости от своих служебных обязанностей) должен быть проинформирован в необходимом объеме и пройти необходимую подготовку для работы на конкретных аттракционах, включая:

принципы работы систем обеспечения безопасной эксплуатации, в том числе устройства ограничения скорости, и другие конкретные меры безопасности;

порядок оповещения о неисправностях, дефектах или чрезвычайных происшествиях;

порядок посадки/высадки пассажиров;

ограничения в пользовании аттракционами для посетителей по их психофизическим данным;

порядок размещения и фиксации пассажиров, включая проверку запирания устройств фиксации;

порядок осуществления аварийной остановки;

действия в аварийной ситуации, включая отключение энергопитания и эвакуацию пассажиров;

е) иметь и заполнять журнал учета и эксплуатации аттракциона, журнал технического обслуживания аттракциона, журнал ремонта аттракциона.

1.10. Требования к обеспечению безопасности аттракционов при перевозке, хранении и утилизации:

1.10.1. Перевозка и хранение аттракционов осуществляется с учетом требований безопасности, предусмотренных эксплуатационными документами.

1.10.2. Рекомендации по безопасной утилизации аттракциона устанавливаются эксплуатационными документами.

 

  1. Эксплуатационные документы

 

2.1. Эксплуатационные документы аттракциона разрабатываются при проектировании аттракционов в целях исключения рисков для эксплуатанта от неправильного монтажа (сборки, установки), наладки, технического обслуживания и выполняются на русском языке, а при наличии соответствующих требований в законодательстве государств-членов на государственном (государственных) языке (языках) государства-члена на территории которого эксплуатируется аттракцион. Эксплуатационные документы выполняются на бумажных носителях (при необходимости к ним может быть приложен комплект эксплуатационных документов на электронных носителях).

2.2.   Эксплуатационные документы включают в себя:

2.2.1. Формуляр аттракциона или паспорт аттракциона:

а) формуляр аттракциона содержит:

- наименование изготовителя;

- наименование аттракциона;

- заводской номер аттракциона, дату его выпуска;

- степень потенциального биомеханического риска;

- технические характеристики аттракциона;

- свидетельство о приемке;

- сведения о подтверждении соответствия аттракциона Техническому регламенту и другим, вступившим в силу техническим регламентам Евразийского экономического союза (Таможенного союза), действие которых на него распространяется;

- назначенный срок службы (назначенный ресурс) аттракциона;

- описание основных частей конструкции и работы аттракциона;

- предельно допустимые и фактические основные биомеханические воздействия на пассажиров;

- ограничения по скорости движения пассажирских модулей;

- перечни критичных компонентов и компонентов с ограниченным ресурсом, их основные технические характеристики;

- эксплуатационные нагрузки и параметры;

- ограничения для посетителей при пользовании аттракционом по показаниям вреда для здоровья;

- ограничения для посетителей по возрасту, росту и весу;

- предельная эксплуатационная и предельная расчетная скорости ветра для данного аттракциона;

- требования к фундаменту или площадке основания аттракциона;

- возможные ограничения по снеговой нагрузке;

- требования по сейсмостойкости;

- другие имеющиеся ограничения;

- сведения о неразрушающем контроле компонентов аттракциона;

-сведения о ремонтах, модификациях, операциях внепланового технического обслуживания;

- сведения о проведении и результатах проверок, испытаний и технического контроля, проводимых испытательными лабораториями (центрами);

- сведения о проверках, проводимых контрольными (надзорными) органами;

- сведения об инцидентах, авариях, несчастных случаях;

- перечень владельцев аттракциона;

- разрешение на эксплуатацию или на ввод в эксплуатацию аттракциона (если это предусмотрено законодательством государства - члена Евразийского экономического союза);

- сведения о продлении разрешения на эксплуатацию или на ввод в эксплуатацию аттракциона (если это предусмотрено законодательством государства - члена Евразийского экономического союза);

- сведения об утилизации аттракциона.

б) паспорт аттракциона содержит:

- основные сведения об аттракционе и его технические характеристики;

- комплектность;

- назначенный ресурс (назначенный срок службы и срок хранения), гарантии изготовителя (поставщика);

- консервация;

- свидетельство об упаковывании;

- свидетельство о приемке;

- движение изделия в эксплуатации (при необходимости);

- ремонт и учет работы по бюллетеням и указаниям (при необходимости);

- заметки по эксплуатации и хранению (при необходимости);

- сведения о подтверждении соответствия аттракциона Техническому регламенту и другим вступившим в силу техническим регламентам Евразийского экономического союза (Таможенного союза), действие которых на него распространяется;

- сведения об утилизации;

- особые отметки, включая сведения о регистрации (постановке на учет) аттракциона.

2.2.2. Руководство по эксплуатации аттракциона, включающее в себя:

а) описание работы аттракциона, в том числе подробное описание основных систем, механизмов, систем управления и их работы;

б) указание максимального количества и веса пассажиров в одном пассажирском модуле и (или) аттракционе в целом;

в) требования к процедурам ввода в эксплуатацию, приостановки эксплуатации, а также к простою по техническим причинам и процедуре повторного ввода в эксплуатацию;

г) порядок работы операторов, осуществляющих эксплуатацию аттракциона с пассажирами, включая требования к действиям в чрезвычайных ситуациях;

д) правила пользования аттракционом для посетителей, а также правила обслуживания пассажиров-инвалидов, если биомеханические воздействия аттракциона для них допустимы;

е) информацию об ограничениях пользования пассажирами аттракционом по состоянию здоровья, возрасту, росту и весу (при необходимости);

ж) способы аварийной эвакуации пассажиров с большой высоты или из кресел со значительным наклоном по отношению к земле;

з) описание погодных условий, при которых не допускается эксплуатация аттракциона;

и) правила безопасной эксплуатации аттракциона с пассажирами, схемы загрузки аттракциона пассажирами (при необходимости);

к) порядок ежедневных проверок в отношении критичных компонентов и критичных параметров.

2.2.3. Руководство по техническому обслуживанию и ремонту аттракциона, включающее в себя:

а) перечень критичных компонентов и критичных параметров, список частей с ограниченным ресурсом и график их замены, сборочные чертежи и рисунки, отображающие основные размеры, необходимые для проведения технического обслуживания и ремонта, принципиальные электрические, гидравлические, пневматические схемы;

б) описание процедуры проверки ежедневной технического состояния аттракциона перед открытием и после окончания работы аттракциона;

в) порядок сборки, разборки, регулировки и смазки отдельных узлов аттракциона, их периодичность и применяемые расходные материалы;

г) перечень видов технического обслуживания и ремонта с подробным изложением их содержания и технических требований;

д) рекомендации по техническому обслуживанию и ремонту электрического оборудования;

е) запрет на модификацию эксплуатантом или третьим лицом без одобрения проектировщика;

ж) порядок и условия проведения модификации компонентов (только по указанию и (или) согласованию с проектировщиком).

2.2.4. Ведомость запасных частей и принадлежностей.

2.2.5. Инструкцию по монтажу (сборке, установке), пуску, регулированию и обкатке аттракциона.

2.2.6. Инструкцию по перевозке и хранению аттракциона.

2.2.7. Инструкцию по выводу из эксплуатации и по утилизации аттракциона, включающую в себя:

а)  порядок вывода аттракциона из эксплуатации;

б) порядок безопасной утилизации отдельных частей, учитывая особенности утилизации электронных компонентов и отдельных узлов, содержащих опасные вещества.

2.2.8. Журналы учета и эксплуатации, технического обслуживания аттракциона в соответствии с документами, предусмотренными подпунктами 2.2.3, 2.2.4 пункта 2.2 раздела 2 настоящего Руководства (с указанием сведений, обеспечивающих учет выполнения требований по эксплуатации и техническому обслуживанию).

 

  1. Требования к персоналу

 

  • Эксплуатацию аттракционного оборудования должен осуществлять персонал, прошедший соответствующую подготовку, стажировку и аттестацию, достигший возраста 18 лет. К персоналу аттракциона относятся:

- администратор;

- оператор;

- помощник оператора;

- механик;

- электрик.

  • Персонал аттракциона должен иметь:

- документы о квалификации, дающие право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования или профессионального обучения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (удостоверение оператора);

- удостоверение с соответствующей группой по электробезопасности, подтверждающее право персонала, занятого техническим обслуживанием электроустановок, проводящих в них оперативные переключения, организующих и выполняющих монтажные, наладочные, ремонтные работы, испытания и измерения, на выполнение указанных работ;

- документы о профессиональном образовании (обучении) и (или) о квалификации для персонала, выполняющего работы на высоте;

- документ, подтверждающий квалификацию персонала и право на самостоятельную безопасную эксплуатацию соответствующего оборудования, выданный после прохождения обучения безопасным способам эксплуатации, включая:

безопасную эксплуатацию и обслуживание аттракционов;

безопасное размещение аттракционов и посетителей;

способы разрешения возникающих проблем, в том числе действия при нештатных ситуациях (возникновение поломок и неисправностей оборудования, несчастные случаи, пожар, неблагоприятные погодные условия, возникновение угроз взрывов и других чрезвычайных ситуаций);

- персонал (в зависимости от своих служебных обязанностей) должен быть проинформирован в необходимом объеме и пройти необходимую подготовку для работы на конкретных аттракционах, включая:

принципы работы систем обеспечения безопасной эксплуатации, в том числе устройства ограничения скорости, и другие конкретные меры безопасности;

порядок оповещения о неисправностях, дефектах или чрезвычайных происшествиях;

порядок посадки/высадки пассажиров;

ограничения в пользовании аттракционами для посетителей по их психофизическим данным;

порядок размещения и фиксации пассажиров, включая проверку запирания устройств фиксации;

порядок осуществления аварийной остановки;

действия в аварийной ситуации, включая отключение энергопитания и эвакуацию пассажиров.

  • Персонал аттракциона должен быть легко узнаваемым, экипировка должна быть яркой и контрастной.
  • Функции, права и обязанности персонала аттракционного оборудования устанавливаются в должностных инструкциях и иных внутренних локальных актах.
  • Численность персонала должна быть достаточной для:

- минимизации рисков при эксплуатации;

- оказания помощи посетителям при входе/выходе с оборудования;

- осуществления контроля действий посетителей и зрителей;

- обеспечения эвакуации посетителей в случае возникновения такой необходимости.

  • Администратор обязан:

а) своевременно обеспечить аттракцион документацией, предусмотренной разделом 2 настоящего Руководства;

б) организовать подбор, обучение и допуск к работе операторов и других служащих;

в) обеспечить безопасную сборку и разборку аттракциона в соответствии с эксплуатационной документацией;

г) обеспечить безопасную эксплуатацию  в полном соответствии с требованиями законов, нормативной документации и эксплуатационных документов;

д) обеспечить безопасность обслуживания, ремонта и проведения модификаций;

е) иметь в наличии, вести и обновлять по мере необходимости формуляр аттракциона и журнал администратора, а также выпускать необходимые документы;

ж) разрабатывать и обеспечивать аттракцион всеми необходимыми инструкциями для работы с системами управления и связи, включая систему условных сигналов, используемых в данный момент на рабочих местах;

з) осуществлять начало эксплуатации и проводить после сборки аттракциона приемо-сдаточные испытания с оформлением соответствующего акта, проверять работоспособность средств блокировки, с помощью которых персонал может блокировать пуск аттракциона, регистрировать такие проверки и делать соответствующие записи в формуляре (паспорте).

3.7. Оператор аттракциона обязан:

- загрузить пассажирский модуль согласно схеме, указанной в руководстве по эксплуатации, включая случаи неполной загрузки;

- убедиться, что каждый пассажир правильно размещен на посадочном месте и, что используемое устройство фиксации находится в требуемом положении и замок заперт;

- убедиться, что на аттракционе нет пассажиров, для которых устройства фиксации или сиденья не подходят по их антропометрическим данным или другим причинам;

- проинструктировать о необходимости соблюдения правил поведения во время поездки;

- убедиться, что никто из находящихся рядом посетителей не подвергнется опасности при пуске аттракциона;

- осуществлять постоянный контроль за всеми пассажирскими модулями (за исключением специально предназначенных для использования без наблюдения персонала) во время пользования ими пассажирами.

Внимание: оператор может управлять одновременно только одним действующим аттракционом.

- после завершения сеанса обеспечить организованный выход посетителей с оборудования, убедиться, что все посетители покинули оборудование и на нем отсутствуют посторонние предметы;

- ежедневно делать необходимые записи в журнале учета и эксплуатации аттракциона в соответствии со своей должностной инструкцией и инструкцией по ведению журнала, при этом указываются: фамилия оператора, подпись, дата, время (час), а также  любые отклонения от нормальной работы аттракциона согласно «Руководству по эксплуатации аттракциона», влияющие на безопасность посетителей.

3.8. Помощник оператора обязан:

- выполнять свои должностные обязанности;

- выполнять инструкции оператора и/или администратора, касающиеся загрузки пассажирских модулей и контроля за поведением посетителей;

- проводить загрузку пассажирских модулей по предусмотренной схеме, размещая максимальное/минимальное число пассажиров в надлежащем положении;

- обеспечивать равномерную загрузку пассажирских модулей;

- не допускать к пользованию аттракционом посетителей, имеющих ограничения по физическим показателям, если нет возможности обеспечить их дополнительными средствами защиты;

- принимать меры для недопущения к пользованию аттракционом посетителей, чье поведение вызывает опасение, что они не смогут безопасно им пользоваться;

- не разрешать посетителям пользоваться той частью аттракциона, на которой неисправны устройства фиксации;

- обеспечивать, чтобы до подачи оператору заранее оговоренного сигнала о готовности аттракциона к пуску все пассажиры были безопасно и надлежащим образом размещены и зафиксированы в надлежащем положении, уведомлены обо всем, что им необходимо знать для безопасного пользования аттракционом, и чтобы никто из зрителей не находился в опасной зоне;

- пресекать опасные действия посетителей или их попытки принять опасное положение;

- обеспечить безопасную высадку пассажиров с аттракциона.

Помощник оператора не должен:

- кататься на аттракционе опасным образом или в опасном положении;

- запрыгивать на аттракцион или соскакивать с него, если это создает риск получения травмы кем-либо или возникновения аварийной ситуации;

- следить за тем, чтобы пассажиры оставались локализованными устройством фиксации и, чтобы посетители не заходили в опасную зону.

3.9. Механик и электрик аттракциона обязаны осуществлять:

- проведение своевременного и качественного технического обслуживания аттракциона;

- проведение ежедневной (до начала работы аттракциона) проверки оборудования и механизмов;

- проведение своевременного устранения неисправностей и текущего ремонта;

- проведение своевременной замены изнашивающихся частей и материалов;

- ежедневную передачу администратору в эксплуатацию исправного аттракциона с записью в журнале учета и эксплуатации аттракциона.

 

  1. При проведении плановых (рейдовых) осмотров в рамках осуществления регионального государственного надзора за техническим состоянием и эксплуатацией аттракционов, проверки данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, а также в процессе производства по делу об административном правонарушении проверяется:

 

4.1.   Наличие на каждом аттракционе информационной таблички изготовителя, содержащей:

а) наименование и место нахождения (адрес) изготовителя и (или) продавца (поставщика);

б) наименование и (или) обозначение аттракциона (тип (номер) модели);

в) заводской номер изделия;

г) месяц и год изготовления.

4.2.   Наличие в эксплуатационных документах и на аттракционе маркировки единым знаком обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза.

4.3.   Наличие средств сигнализации (звуковой, световой) для привлечения внимания.

4.4.   Наличие перед входом на аттракцион правил пользования аттракционом для посетителей, а также правил обслуживания пассажиров-инвалидов, если биомеханические воздействия аттракциона для них допустимы.

4.5.   Наличие перед входом на аттракцион информации об ограничениях пользования аттракционом по состоянию здоровья, возрасту, росту и весу (если это предусмотрено эксплуатационными документами).

4.6.   Наличие средств для измерения роста и веса пассажиров.

4.7.   Наличие  перед входом на каждый эксплуатируемый аттракцион информационной таблички, содержащей сведения о дате последней ежегодной проверки с указанием организации, которая провела проверку, и о дате ближайшей ежегодной проверки.

4.8.   Наличие медицинской аптечки и первичных средств пожаротушения.

4.9.   Наличие необходимых эвакуационных знаков, плана и мероприятий по эвакуации пассажиров с большой высоты или из кресел со значительным наклоном по отношению к земле.

4.10. Наличие средств эвакуации пассажиров из пассажирских модулей.

4.11. Наличие ограждений и иных средств, исключающих свободный доступ посетителей в опасные зоны (зоны движения пассажирских модулей, механизмов, шкафы с электрооборудованием, элементам фиксации оборудования, платформы и лестницы для обслуживающего персонала) во время работы аттракциона и вне его работы.

4.12. Надлежащая фиксация оборудования.

4.13. Наличие установленных на площадке аттракциона приборов для измерения силы ветра и температуры окружающего воздуха.

4.14. Присутствие оператора при использовании аттракциона.

Внимание: оператор может управлять одновременно только одним действующим аттракционом.

 

  1. При проведении плановых и внеплановых проверок в рамках осуществления регионального государственного надзора за техническим состоянием и эксплуатацией аттракционов, проверки данных,  указывающих на наличие события административного правонарушения, а также в процессе производства по делу об административном правонарушении проверяется:

 

  • Исполнение требований, установленных разделом 4 настоящего Руководства.
  • Наличие действующего правоустанавливающего документа на размещение аттракциона на той или иной территории муниципального образования.
  • Акт Комиссии о допуске аттракциона к эксплуатации.
  • Приказ эксплуатанта о допуске аттракциона к эксплуатации.
  • Наличие в эксплуатационных документах и на аттракционе маркировки единым знаком обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза.
  • Наличие эксплуатационных документов, предусмотренных пунктом 2.2 раздела 2 настоящего Руководства.
  • Наличие акта оценки технического состояния аттракциона (технического освидетельствования), выданного специализированной организацией после завершения монтажа (сборки, установки) аттракциона, с даты выдачи которого прошло не более 12 месяцев.
  • Наличие заключения, выданного специализированной организацией по результатам обследования, содержащее условия и возможный срок продления эксплуатации аттракциона (для аттракциона, у которого истек назначенный срок службы или назначенный ресурс, установленный проектировщиком, заводом-изготовителем, либо срок, установленный в ранее выданном специализированной организацией по результатам обследования заключении, содержащем условия и возможный срок продления эксплуатации аттракциона).
  • Присутствие оператора при использовании аттракциона.
  • Наличие документов у оператора (удостоверение, наличие приказа о назначении, должностной инструкции, сведения о прохождении инструктажа).
  • Наличие средств сигнализации (звуковой, световой) для привлечения внимания.
  • Исполнение требований, установленных подпунктами 1.4.1, 1.4.2, 1.4.9, 1.4.14, 1.4.15, 1.4.16 пункта 1.4, пунктами 1.5, 1.6, 1.7, 1.9 раздела 1 настоящего Руководства.

 

  1. Заключительные положения

 

Эксплуатационными документами, а также ГОСТами в соответствии с видами эксплуатируемых аттракционов могут быть установлены иные обязательные к исполнению требования по обеспечению безопасного монтажа (сборки, установки) и наладки, требования к эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту аттракциона, требования к хранению, перевозке и утилизации аттракциона, требования к подбору и обучению персонала аттракциона, проверка которых осуществляется должностными лицами инспекции в рамках осуществления государственного надзоразатехническим состояниям и эксплуатацией аттракционов при проведении плановых и внеплановых проверок, плановых (рейдовых) осмотров, а также при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях.

 

  1. Меры административной ответственности за нарушения правил и норм эксплуатации аттракционов, применяемые в соответствии с КоАП РФ в рамках компетенции Инспекции

 

ч.1

ст. 14.43

Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включаяизыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.

Влечет наложение административного штрафа:

- на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;

 

- на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;

 

- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;

 

- на юридических лиц  от ста тысяч до трехсот тысяч рублей

ч. 2

ст. 14.43

Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Влечет наложение административного штрафа:

-  на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой;

 

- на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;

 

- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой;

 

- на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой

ст. 17.7

через

суд

 

Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Влечет наложение административного штрафа:

- на граждан  от  1000 до 1500 руб.

 

- на должностных лиц от 2 000 до 3 000 руб.

 

- на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб., либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток

ст. 17.9

через суд

 

Заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод.

Влечет наложение административного штрафа:

от  1000 до 1500 руб. – на граждан

ст. 19.4 ч.1

через

суд

 

Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)

Влечет предупреждение             или штраф от 500 до 1000 руб. – на граждан;

 

штраф от  2000 до 4000 руб. – на должностных лиц

ст. 19.4.1 ч. 1 через

суд

 

Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора)

Влечет наложение административного штрафа:

от 500 до 1000 руб. – на граждан;

 

от  2000 до 4000 руб. – на должностных лиц;

 

от  5000 до 10 000 руб. - на юридических лиц

ст. 19.4.1  ч. 2 через суд

Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки

Влечет наложение административного штрафа:

от  5000 до 10 000 руб. - на граждан;

 

от  20 000 до 50 000 руб. – на юридических лиц

ст. 19.4.1ч. 3 через

суд

 

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи

 

 

Влечет наложение административного штрафа:

от  10 000 до 20 000 руб. или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года – на должностных лиц;

 

от  50 000 до 100 000 руб. – на юридических лиц.

ст. 19.5. ч.1

через

суд

 

Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)

Влечет наложение административного штрафа:

от 300 до 500 руб. – на граждан;

 

 от 1000  до 2000 руб. или дисквалификация на срок до 3 лет – на должностных лиц;

 

 от 10000 до 20000 руб. – на юридических лиц

ст. 19.6.

через суд

 

Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения

Влечет наложение административного штрафа:

от 4000 до 5000 руб. - на должностных лиц

ст. 19.7.

через суд

 

Непредставление сведений (информации)

Влечет наложение: Предупреждение или административного штрафа от 100 до 300 руб. – на граждан;

 

 от 300 до 500 руб. – на должностных лиц;

 

от 3000 до 5000 руб. – на юридических лиц

ст. 19.26

через суд

 

Заведомо ложное заключение эксперта при осуществлении государственного контроля (надзора)

Влечет наложение административного штрафа:

от 1000 до 3000 руб. – на должностных лиц

ст. 19.33

через

суд

 

Невыполнение требований о представлении образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования

Влечет наложение административного штрафа:

 от 40 000 до 50 000 руб. – на должностных лиц;

 

от 200 000 до 300 000 руб. – на юридических лиц

ст. 20.25 ч. 1

Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ

Влечет наложение административного штрафа:

в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов - на граждан;

на должностных лиц;

на юридических лиц

 

Согласно ч. 1 ст.  238 Уголовного кодекса Российской Федерации  производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а равно неправомерные выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности, -

- наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

  1. Те же деяния, если они:

а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) совершены в отношении товаров, работ или услуг, предназначенных для детей в возрасте до шести лет;

в) повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека, -

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.

  1. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, -

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до десяти лет.

Дата создания материала: 24-01-2020. История изменений

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *